У каждого собирателя – свой почерк

Любая коллекция искусства несет на себе отпечаток личности коллекционера. У каждого собирателя – свой почерк, свой индивидуальный подход к коллекционированию. Например, Сергей Щукин, один из крупнейших российских меценатов начала XX века, покупал произведения очень импульсивно, собирал самые сливки с современной французской живописи, самые авангардные, радикальные работы.

Предметы коллекции. Забытое искусство

Искусство военно-исторической миниатюры, пережившее в 1980-е гг. в Советском Союзе своеобразный ренессанс, в современной России оказалось вновь забыто и мало востребовано. Сегодня солдатиками из олова, бумаги, пластмассы, полимерной глины интересуется лишь узкий круг любителей. Редкие выставки военно-исторических фигурок организуются главным образом на базе региональных музеев и не выходят за рамки местного, локального значения.

Предметы музейного значения

В коллекции фигурных бутылок художника А. Попова многие вещи можно назвать предметами музейного значения. Точно такие же образцы стекольных изделий входят в крупнейшие отечественные собрания фигурного стекла. Так, водочная бутылка «Эйфелева башня», пример которой есть в коллекции А. Попова, – экспонат постоянной экспозиции Государственного исторического музея, она также есть в Егорьевском художественном музее, старейшем музее Подмосковья.

Современный арт-рынок миниатюры. Ожидания и реальность

Российский сегмент рынка военно-исторической миниатюры достаточно узок. Кажется, что за рубежом игрушечные солдатики гораздо более востребованы.
Так, авторитетнейший английский аукционный дом Christie’s в конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. провел целую серию специальных аукционов, посвященных военно-историческим фигуркам и игрушкам. Выручка каждого такого аукциона составила около 100-200 тыс. фунтов.

Мундир вам к лицу. Разнообразие и единство фигурок

Александр Попов – не первый художник, приобретший в свою коллекцию собрание солдатиков. Его тезка, Александр Бенуа, основатель знаменитого художественного сообщества «Мир искусства», с детства горел военно-историческими фигурками. Ребенком у него было несколько сотен игрушечных солдатиков: оловянных, бумажных, даже вырезанных из игральных карт. А. Бенуа сохранил свое увлечение, будучи уже взрослым человеком.

Необычные фигурки из бумаги. Военная миниатюра В. Малявкина

У каждого большого мастера военно-исторической миниатюры, кто создает солдатиков с нуля – лепит, отливает, собирает или клеит саму фигурку, дополняет ее необходимыми деталями, раскрашивает, – есть свой почерк, своя неповторимая манера. Скульптор не только старательно воссоздает в миниатюре воина определенной исторической эпохи, его униформу, амуницию, вооружение, поведение в строю и в бою, он стремится добиться определенного образа, характер которого напрямую зависит от художественного метода и видения автора.

Солдатик из бумаги — искусство ли это?

Самостоятельный процесс изготовления солдатиков из каких бы то ни было материалов – будь то олово или бумага и картон – требует огромного количества времени и больших усилий. Мастер должен обладать усидчивостью, скрупулезностью, внимательностью, ловкостью, изобретательностью. Миниатюристу приходится работать со множеством деталей различной фактуры и размеров, вплоть до крошечных, требующих ювелирной точности.

Бумажный солдатик: между историей и искусством

В 1990-х гг. живописец Александр Попов и его жена Надежда Вихрова на одном из стихийных рынков Москвы приобрели 85 бумажных солдатиков, исполненных мастером военно-исторической миниатюры В.А. Малявкиным во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. В 1991 г. А. Попов расписал лица солдатиков темперой – коллекция фигурок превратилась в удивительный симбиоз творчества двух совершенно разных художников.