Бумажный солдатик: между историей и искусством
В 1990-х гг. живописец Александр Попов и его жена Надежда Вихрова на одном из стихийных рынков Москвы приобрели 85 бумажных солдатиков, исполненных мастером военно-исторической миниатюры В.А. Малявкиным во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. В 1991 г. А. Попов расписал лица солдатиков темперой – коллекция фигурок превратилась в удивительный симбиоз творчества двух совершенно разных художников.
Выбрав за основу приложения своего живописного таланта коллекцию военно-исторической миниатюры, А. Попов вновь, как это часто случалось в его искусстве, попал в эпоху – и одновременно продолжил традицию: еще до революции над роскошными солдатиками, настоящими произведениями искусства, работала всемирно известная фирма Фаберже. В 1980-е гг. военно-историческая миниатюра в России, и в частности в Москве, пережила свой новый взлет. В 1982 г. стараниями художника П.Ф. Космолинского, страстного энтузиаста и популяризатора военно-исторической миниатюры, фактического воскресителя жанра при Центральном совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИиК) была учреждена Военно-историческая комиссия, под крылом которой в столице объединились прежде разрозненные миниатюристы-одиночки. В общественном сознании солдатик перестал быть просто детской игрушкой, а превратился в предмет коллекционирования.
Чтобы смастерить такого солдатика, требовалась не только серьезная подготовка в области военной истории, но и невероятная усидчивость, пристальное внимание к мельчайшим деталям – процесс создания фигурки был сродни искусству ювелира. Работе предшествовал тщательный сбор информации о вооружении, обмундировании, внешнем виде солдат и офицеров далеких и близких эпох, военной тактике, построении войск того времени. В результате параллельно официальной исторической науке усилиями миниатюристов фактически развивалось независимое направление военной истории, становление которого происходило в информационном вакууме: доступ к источникам необходимых знаний был затруднен в силу политики государства.
Конечно, интеллектуальный труд служит обязательной подоплекой творческого процесса создания образцов военно-исторической миниатюры, но все же это работа не только ума, но и рук. Прелесть произведений, созданных миниатюристами, еще и в том, что эти вещи – не продукт массового производства, а ручная работа, выполненная в единственном экземпляре. Соответственно, у каждого мастера жанра – свой почерк, своя манера, своя специфика творческого метода. Так, солдатики В.А. Малявкина особенно самобытны: застылые фигурки с непропорционально большими головами напоминают елочные игрушки, Щелкунчиков. В силу особенностей материала – а они созданы из бумаги и картона, что тоже довольно необычно на фоне популярности солдатиков из олова – их позы скованные и не отличаются особенным разнообразием, но при этом сами фигурки очаровательно-наивны.
Свой вклад в художественный строй коллекции, созданной В. Малявкиным, внес и А. Попов. Обычно солдатики не расписывались живописцами отдельно, миниатюрист сам придавал им некие схематичные, условные черты, так что работу можно назвать в своем роде уникальной. Система координат – размеры, пропорции лица, цветовое решение фигурки – для художника была уже задана, что несколько ограничивало свободу его замысла, но при этом ставило перед ним новую интересную задачу. Мастер решает лица солдатиков, учитывая общую колористическую гамму фигурки, цвет мундира, амуниции. Он кладет характерные голубовато-сероватые тени на глаза и подергивает красным носы. Обычно в военно-исторической миниатюре на первый план выходят особенности вооружения и обмундирования, однако с легкой руки художника солдатики приобрели неповторимую индивидуальность. Выражения их лиц хоть и почти одинаковые, отстраненные, безэмоциональные, но их черты отличаются: живописец росчерком кисти придал лицам объем, рельефность, иногда рыхлость, обозначил острые скулы или округлость подбородка, круги под глазами, складки у рта или тень от щетины.
В результате получилось очень необычное произведение искусства: насыщенное и с художественной точки зрения, и с исторической. Коллекция солдатиков одновременно симптоматична для эпохи, в которую случился расцвет военно-исторической миниатюры, и сама по себе несет знание по военной истории самых разных исторических периодов, охватывая гигантский отрезок времени от Древней Руси до Советского союза и прослеживая эволюцию униформы от века к веку, при этом относясь к каждому солдатику не как к винтику системы, а как к индивидууму.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!