Предметы коллекционирования. Забытое искусство

Статья. Предметы коллекционирования. Забытое искусство

Искусство военно-исторической миниатюры, пережившее в 1980-е гг. в Советском Союзе своеобразный ренессанс, в современной России оказалось вновь забыто и мало востребовано. Сегодня солдатиками из олова, бумаги, пластмассы, полимерной глины интересуется лишь узкий круг любителей. Редкие выставки военно-исторических фигурок организуются главным образом на базе региональных музеев и не выходят за рамки местного, локального значения. Публикации, посвященные военно-исторической миниатюре, достаточно малочисленны и поверхностны; особенно проблематично обнаружить фундаментальные, обобщающие труды, освещающие историю жанра во всей его полноте.

При этом стоит заметить, что в 2018 г. в Санкт-Петербурге при Мемориальном музее А.В. Суворова был открыт Музей оловянного солдатика, организаторы которого попытались придать экспозиции интерактивный, театральный характер, чтобы расширить потенциальную аудиторию. Однако это лишь первый робкий шаг к знакомству российского зрителя с отечественными собраниями солдатиков. Показательно, что колоссальная коллекция военно-исторической миниатюры, которая хранится в фондах Государственного Эрмитажа, до сих пор практически не демонстрируется публике и не вовлекается в выставочные проекты.

В связи с тем, что искусство военно-исторической фигурки в России почти забыто, спрос на солдатиков, тем более дорогих, выступающих предметом коллекционирования, очень невелик.

Отечественные мастера вынуждены работать за границей, так как возможности для реализации своего таланта миниатюриста в России и на Западе кардинально отличаются. В Европе российские скульпторы очень востребованы. Они могут работать над достаточно дорогими фигурками, не ограничивая себя в размерах солдатика, материалах, количестве деталей и тонкости исполнения, от которой прямо пропорционально зависит цена. Индустрия солдатиков как коллекционных предметов, пусть и весьма специфическая, могла бы развиваться и непосредственно в России, где нет недостатка в мастерах-виртуозах, регулярно получающих премии на престижных  международных выставках. Однако развитию этой области мешает нехватка понимания среди зрителей, в чем особенности жанра военно-исторической миниатюры и чем он достоин внимания.

Кажется важным продвигать искусство миниатюрного солдатика в России, и дело здесь не в обстоятельствах времени, т.е. форсированном патриотическом воспитании.

Традиция отечественной военно-исторической миниатюры очень длинная, яркая и богатая, это неотъемлемая часть культуры, как дореволюционной, так и советской. Военно-исторические фигурки были любимым увлечением царей, великих князей и выходцев из аристократии. Со временем «хобби королей» распространилось и в среде интеллигенции – солдатиков собирал, например, А.Н. Бенуа, художник, художественный критик и основатель сообщества «Мир искусства».

Сегодня военно-исторические фигурки часто продают не раскрашенными – таким образом, коллекционер сам вовлекается в творческий процесс: перед ним стоит задача воссоздать в красках костюм, аксессуары, внешний вид солдатика во всей исторической точности, которая является главным критерием качества исполнения военно-исторической миниатюры. Параллельно с творчеством любитель военно-исторических фигурок погружается в непосредственное знакомство с историей, при этом более или менее объективной ее стороной, а именно историей костюма, мундира, боевого строя, военной тактики, геральдики – эта область истории реконструируется по обильному визуальному материалу: батальной живописи, рисункам, печатной графике, фотографиям, музейным образцам одежды того времени. Таким образом, коллекционер и соавтор фигурки знакомится одновременно и с историей искусства. И даже если он сам не занимается раскраской солдатика, а покупает его полностью готовым, в процессе коллекционирования он неизбежно со временем становится знатоком военно-исторической миниатюры, а вместе с тем и экспертом в области военной истории.

Тем самым военно-историческая миниатюра открывает новые образовательные и творческие горизонты. Коллекционеры и художники объединяются в профессиональные и любительские сообщества, сплачиваются, а юные моделисты путем хобби могут обнаружить свое призвание.