Предметы музейного значения

Статья. Предметы музейного значения. Фигурные бутылки А. Попова

В коллекции фигурных бутылок художника А. Попова многие вещи можно назвать предметами музейного значения. Точно такие же образцы стекольных изделий входят в крупнейшие отечественные собрания фигурного стекла. Так, водочная бутылка «Эйфелева башня», пример которой есть в коллекции А. Попова, – экспонат постоянной экспозиции Государственного исторического музея, она также есть в Егорьевском художественном музее, старейшем музее Подмосковья. В фондах ГИМа находятся, например, и бутылка в форме крестьянина-балалаечника из прозрачного стекла, и бутылка в виде сидящего медведя – они тоже пересекаются с собранием живописца. Кроме того, такую же водочную бутылку «Медведь» можно обнаружить в Эрмитаже, музее-заповеднике «Гатчина» и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Фигурные бутылки – продукция в той или иной степени тиражная, они изготавливаются фабричным способом по готовым формам, даже не всегда оригинальным, а часто приобретенным, например, за границей, редко являются уникальными объектами, производятся по одним и тем же формам десятилетиями, поэтому схожие образцы фигурного стекла могут находиться во множестве разнообразных и музейных, и частных собраний. В свою очередь, численность тиража влияет на стоимость вещи на современном рынке декоративно-прикладного искусства: соответственно, чем меньше было выпущено бутылок по определенной форме (или чем меньше их сохранилось) и чем сложнее сама форма, тем выше их цена.

Бутылки некоторых форм, которые находятся в собрании А. Попова, в свое время привлекли внимание не последних отечественных коллекционеров дореволюционной эпохи, несмотря на свою неоднозначность и широкое распространение, т.е. массовость, а массовая продукция, как известно, реже увлекает мецената.

Так, в конце 19 – начале 20 века в большом количестве производились бутылки в виде бюста А.С. Пушкина, однако дошло их до нас немного.

Бутылку такой формы, выпущенную в 1890-х гг., приобрел в свое собрание Сергей Александрович Бахрушин, выходец из знаменитой семьи коллекционеров и покровителей искусства – его коллекция фигурного стекла после революции вошла в состав Музея керамики, слившегося с музеем-усадьбой Кусково. Интересно, что С.А. Бахрушин, по его собственному признанию, коллекционировал только те вещи, которые ему «говорили», в которых была душа, собственное «я» – такой принцип, казалось бы, мало соотносится с весьма неоднозначной формой бутылки из-под водки, выполненной в виде бюста великого русского поэта. По поводу подобных бутылок Сигизмунд Либрович в книге «Пушкин в портретах» 1890 г. писал: «Итак, те любители водки, которые вместе с тем являются любителями… поэзии имеют теперь возможность в одно и то же время пить живительную влагу и созерцать голову поэта. Уместно ли подобное профанирование дорогих черт любимого поэта – об этом бесполезно рассуждать. Это профанирование понадобилось для рекламы, а реклама… “не знает… ни уважения, не почитает ни близких, ни родственников и пользуется для своих целей всем и всяким без разбору”».

На бутылке-бюсте А.С. Пушкина из коллекции А. Попова клеймо отсутствует, поэтому точно датировать вещь очень сложно. Тем не менее, очевидно, что бутылку такой формы находили достойной своей коллекции видные меценаты позапрошлого века. Интересно, что Либрович пишет о важности качественного исполнения бюста поэта в стекле. Его возмущало, что в некоторых изводах «изображение Пушкина ниже всякой критики» и можно подумать, «что это голова обезьяны». Однако версию в собрании А. Попова обвинить в подобном никак нельзя – она сделана с уважением к образу Александра Сергеевича.

Пусть собрание фигурного стекла А. Попова не самая большая и репрезентативная коллекция, но каждая бутылка в ней отобрана с большим вниманием, это не проходные вещи.

На примере этого собрания не получится рассмотреть разнообразие центров производства фигурных бутылок в России или мире, не удастся проследить эволюцию русского фигурного стекла, и тем не менее она состоит из предметов, достойных храниться в лучших музейных собраниях страны.