Солдатик из бумаги — искусство ли это?

Солдатик из бумаги – искусство ли это?

Самостоятельный процесс изготовления солдатиков из каких бы то ни было материалов – будь то олово или бумага и картон – требует огромного количества времени и больших усилий. Мастер должен обладать усидчивостью, скрупулезностью, внимательностью, ловкостью, изобретательностью. Миниатюристу приходится работать со множеством деталей различной фактуры и размеров, вплоть до крошечных, требующих ювелирной точности. При этом ему важно соблюдать предельную историческую достоверность. В результате солдатик зачастую перестает быть рассчитан на игровое взаимодействие и становится предметом коллекционирования. Неслучайно целые коллекции военно-исторических фигурок находятся в собраниях крупнейших музеев, в том числе Государственного Эрмитажа. И все же с определением военно-исторической миниатюры как вида искусства связан целый ряд проблем.

Когда дело касается солдатиков, между настоящим искусством и хобби, массовым производством и эксклюзивной работой пролегает очень тонкая, размытая грань. Солдатик может быть отлит производственным путем, но раскрашен вручную – в таком случае его стоит рассматривать как фабричное изделие или ручную работу? Сопоставимы ли произведения профессиональных художников-миниатюристов и любителей, но искусных, достигших высокого уровня мастерства? Каковы критерии определения каких-то образцов военно-исторической миниатюры как произведений искусства, а каких-то – как поделок? Такая неопределенность усложняет положение военно-исторической миниатюры внутри иерархии художеств.

В этой связи военно-историческую фигурку можно сравнить с искусством кукол. Проблема восприятия роднит эти жанры. Если в глазах многих кукла – это просто дамское рукоделие или любимая девочками пластмассовая игрушка, то солдатики – мальчишеская забава. При этом как позднейший тип куклы выделяют куклу авторскую, мастера которой стремятся освободить ее от всякого функционального значения, оставить ей только эстетическую функцию. Можно провести параллель с военно-исторической миниатюрой. Многие фирмы выпускают целые комплекты со всем необходимым для сбора солдатиков, которых остается только по-своему раскрасить. Однако существуют и авторы военно-исторической миниатюры, которые создают солдатиков с нуля, вручную, как исключительно коллекционные вещи, предназначенные для созерцания, изучения и иллюстрирующие страницы военной истории – помимо эстетической функции, на первый план выступает задача визуализации униформы, вооружения, тактики, хода сражения, причем визуализация эффектная, художественная. Таким самостоятельным автором является и В. Малявкин, создатель собрания солдатиков, принадлежавшего А. Попову, к которому живописец и сам приложил руку, раскрасив лица фигурок и тем самым придав каждой из них индивидуальность.

Некоторые мастера-кукольники настаивают на том, что в качестве настоящих произведений искусства можно рассматривать только тех кукол, которые были выполнены профессиональными художниками, авторами с художественным образованием, потому что они не просто обладают мастерством, но разбираются в истории искусств, осознают свое место в мировом культурном процессе. Но даже этому критерию профессионализма, который можно попробовать распространить и на военно-историческую миниатюру, многие солдатики могут удовлетворить. Так, скульптор-миниатюрист П.Ф. Космолинский, стараниями которого возникла Московская секция военно-исторической миниатюры при ЦС ВООПИиК, – по образованию художник, окончивший Высшее художественно-промышленное училище в Москве (нынешняя Академия им. С.Г. Строганова) и работавший художником-декоратором в Малом театре. Лица солдатиков работы В. Малявкина, которые составляют коллекцию А. Попова, расписал сам живописец – тоже профессиональный художник. Если говорить, например, об однотипных одноцветных фигурках солдатиков из пластмассы или металла, с уверенностью можно утверждать, что в них игровая функция и отчасти образовательная, обучающая, всецело превалируют, это исключительно игрушки. Сложнее обстоит дело с определением того, чем являются солдатики, отлитые фабричным путем, но раскрашенные, иногда виртуозно, вручную. Однако некоторые произведения военно-исторической миниатюры, которые отличаются высоким уровнем мастерства исполнения, оригинальностью замысла и его воплощения, художественностью, детальностью, индивидуальностью стиля, созданы в единственном экземпляре, которые выполнены профессиональными художниками – хоть это и спорный, не всегда обязательный критерий, но, если вещь ему отвечает, остается еще меньше сомнений – можно, кажется, безусловно возвести в ранг искусства.