Современный арт-рынок миниатюры. Ожидания и реальность

Современный арт-рынок миниатюры. Ожидания и реальность

Российский сегмент рынка военно-исторической миниатюры достаточно узок. Кажется, что за рубежом игрушечные солдатики гораздо более востребованы.
Так, авторитетнейший английский аукционный дом Christie’s в конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. провел целую серию специальных аукционов, посвященных военно-историческим фигуркам и игрушкам. Выручка каждого такого аукциона составила около 100-200 тыс. фунтов, что по масштабам компании, на которую приходится огромная доля мирового арт-рынка, не слишком значительно, однако по сравнению с продажами на отечественных площадках это колоссальный результат.

В США вообще существует единственный в мире аукционный дом, полностью посвященный военно-историческим фигуркам – это Аукционы старинных игрушечных солдатиков (Old Toy Soldier Auctions USA). Компания была основана в 2005 г. и с тех пор продала более 20 тыс. лотов, включивших в себя более 150 тыс. фигурок, которые хронологически покрывают период с середины 18-го века вплоть до современности.

За границей солдатики рассматриваются как серьезное вложение.

При этом на цену военно-исторической миниатюры влияет целый ряд факторов: это и время создания, и состояние сохранности, и фирма-производитель, и непосредственно историческая эпоха, которую иллюстрируют солдатики, то событие, которое с их помощью разыгрывается. Высоко ценятся юбилейные выпуски солдатиков или какие-то особенные комплекты, на необычную тематику.

Стоимость солдатиков может сильно возрасти, если за лотом стоит определенная история, именитый владелец. Так, в 2010 г. на аукционе Christie’s была продана группа из 5-ти фигурок, вырезанных и раскрашенных вручную, за 13 750 долларов, хотя первоначальный эстимейт (т.е. прогнозируемая экспертами аукционного дома цена) колебался от 3-х до 6 ти тыс. Солдатики были проданы так дорого по причине сразу нескольких факторов. Во-первых, они принадлежали младшему сыну Авраама Линкольна, баловню семьи, нарушителю спокойствия Белого дома, и были одними из его любимых игрушек. Во-вторых, фигурки удивительно хорошо сохранились. Кроме того, они были сделаны с большим мастерством: лица старательно расписаны – у каждого солдатика усы, щеки тронуты розовым румянцем, – а мундиры покрыты рядами нарисованных пуговиц.

На российском рынке декоративно-прикладных изделий ситуация с военно-исторической миниатюрой несколько иная. И если примерный эстимейт фигурок соотносим с эстимейтом на западных аукционах (так, комплект немецких солдатиков конца 19-го – начала 20-го века можно приобрести за несколько десятков тысяч рублей), то оборот несопоставим: многие лоты так и остаются не проданными, реализуется лишь малая их часть.

Солдатики, созданные в 1980-1990-е гг. отечественными мастерами, сплотившимися вокруг Военно-исторической комиссии при ЦС ВООПИиК, к которым принадлежал и В. Малявкин, автор фигурок из коллекции А. Попова, в аукционных каталогах почти не встречаются.

При этом те же скульпторы ныне очень востребованы за границей: они сотрудничают с зарубежными фирмами – разрабатывают и готовят формы для отливки военно-исторических фигурок из смолы и металла.

Например, Виктор Коннов, участвовавший в Первой московской выставке военно-исторической миниатюры 1990 г. наряду с В. Малявкиным, работает над формами для солдатиков известного в кругах коллекционеров итальянского бренда Pegaso Models, цены на изделия которого доходят до 300 евро. Более того, для некоторых российских производителей, по их собственному признанию , основной торговой площадкой до недавнего времени являлись Европа и США, а российский рынок составлял меньшую долю продаж.

Все это свидетельствует о том, что большой потенциал военно-исторической миниатюры в России – богатая военная история страны, давняя и насыщенная традиция военно-исторической фигурки, большое количество видных, талантливых мастеров-миниатюристов и фирм-производителей солдатиков – остается не раскрытым, в то время как за рубежом солдатики рассматриваются как выгодная инвестиция и вокруг них складывается свой сегмент арт-рынка и круг коллекционеров.